Горячая линия 0800509001
ru
ru

СОВЕТ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ: что делать, если ребенок постоянно проигрывает травмирующее событие?

24.02.2017

Родители детей-переселенцев часто отмечают, что ребенок «проигрывает» или рисует травмирующую ситуацию. Дети могут играть в войну, рисовать военные действия, военную технику или, скажем, скелетов. Не всегда герои игр или рисунков люди, это могут быть динозавры, роботы или воинствующие феи.

Почему так происходит и как родителям реагировать на это, рассказывает Марина Сорокина, координатор Психологической службы Гуманитарного штаба Рината Ахметова.

Такое поведение детей нормальная реакция на пережитое травматическое событие. Это способ ребенка выразить свои чувства и снять накопившееся напряжение. Задача родителей ни в коем случае не запрещать ребенку подобные игры, не стремиться « переключать» его на другие виды деятельности, а внимательно понаблюдать за сюжетом. Спросите, что нарисовано или во что именно играет ребенок. Попытайтесь понять, ассоциирует ли ребенок себя с победителем или с побежденным, либо ситуация в игре или рисунке не завершена.

Если ребенок в игре побеждает «врага», отлично! Благодаря рисованию или игре малыш приобретет уверенность в себе и сможет реконструировать события, в которых он чувствовал себя беспомощным.

Если малыш больше ассоциирует себя с жертвой, ему понадобится ваша помощь. Предлагайте ребенку различные варианты развития событий. Если он не чувствует себя достаточно сильным, чтобы «победить врага», предложите ему заручиться поддержкой кого-нибудь. Это может быть образ реального человека (мама, папа, тренер), домашнего питомца или какого-нибудь сказочного героя. Старайтесь не навязывать варианты, а предлагать возможные. Исключите негативные оценочные суждения (по типу «Я считаю, что это плохой вариант»).  Позвольте малышу быть свободным в своем выборе. Заручившись вашей поддержкой, ребенку легче будет справиться с беспокоящей его ситуацией.

Если ребенок затрудняется придумать финал истории, то вы можете воспользоваться выше перечисленными рекомендациями. Главная задача, чтобы в результате ребенок вышел победителем из ситуации. Не торопите малыша, это может занять некоторое время.  Если ситуация остается незавершенной, вы можете инициировать продолжение игры, предлагая новые тактики и стратегии. Безусловно, не навязывая ничего ребенку. Если малыш не готов продолжать игру или рисование, обнимите и скажите, что вы готовы вернуться к занятию, как только у ребенка снова появится желание.

Если наряду с рисованием или «проигрыванием» травматической ситуации, вы отмечаете наличие другой симптоматики или поведение ребенка изменилось, и вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией самостоятельно, обязательно обратитесь за помощью к специалисту-психологу.