Горячая линия 0800509001
ru
ru

СОВЕТ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ: Что делать если ваш ребенок склонен к демонстративному поведению?

08.11.2017

Демонстративные дети любыми способами стараются привлечь к себе внимание. Они стремятся получить похвалу от взрослого или удачно выделиться на фоне своих сверстников, а если получить этого не удается, вход идут другие методы: агрессия, нарушение поведения, «клоунада», демонстративная застенчивость (такая, чтобы все обратили внимание), капризы и другое.

Как быть с такими детьми – рассказывает Марина Сорокина, координатор Психологической службы Гуманитарного штаба Рината Ахметова.

«Такие дети могут быть зачинщиками ссор в коллективе, их поведение может быть достаточно провокационным – часто нарушают дисциплину, – поясняет Сорокина. – Демонстративный ребенок достаточно конкурентный. Ему важно выигрывать сравнение со своими сверстниками в чем бы то ни было. Такой ребенок стремится продемонстрировать собственное преимущество. Это может проявляться не только в различных действиях или поступках, но и в желании обладать лучшими игрушками, вещами».

По словам психолога, демонстративный ребенок очень зависит от оценки окружающих. Отношения в детских коллективах часто бывают сложными. Да и взрослые нередко реагируют не так, как ребенку хотелось бы.

Подобное поведение скорее говорит о недостатке внимания к ребенку со стороны родителей. Иногда им кажется, что дают достаточно, а дитя все равно остается «голодным».

Еще одной из причин подобного поведения может быть отсутствие границ в семейной системе. Ребенок не понимает, что можно, а что нельзя. Родители не снабдили его «картой местности». Ему страшно, поскольку непонятно, как устроен этот мир. И тогда это крик о помощи!  Ребенок как бы говорит, что ему страшно в этом мире, он не понимает, как идти по мостику, чтобы не сорваться в пропасть.

Родители культивируют представление ребенка о самом себе как о самом лучшем (не путать с формированием адекватной самооценки).

  Как быть родителям?

  1. Прежде всего – обеспечить достаточное количество внимания ребенку. Обязательно обнимайте своего малыша, говорите, что любите. Любите не за то, что его рисунок самый красивый, а просто за то, что «ты у меня есть»!
  2. Обратите внимание на то, как вы реагируете на демонстративное поведение ребенка, каким способом подкрепляете и побуждаете его действовать так вновь и вновь!
  1. Не ругайте, не наказывайте ребенка, когда он использует неподходящие способы привлечения внимания. Это лишь укрепит его в правильности выбранного способа. Постарайтесь выяснить причину и устранить ее.
  1. Если в вашей семье недостаточно четко прописаны правила или они постоянно изменяются, стоит пересмотреть «семейный кодекс».  Будьте последовательны. Это не значит, что нужно вводить бесконечное количество ограничений или никогда ни при каких условиях не изменять правила, но такие ситуации должны стать редким исключением.
  1. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми! Причем позитивный контекст ничем не лучше негативного!  Важно сформировать у ребенка здоровое отношение к самому себе, без постоянной необходимости актов самоутверждения.
  1. Ребенка важно учить сотрудничеству, работе в команде. С малышами можно проигрывать различные ситуации, с помощью игрушек. Придумывать сказки, где каждый герой внес свой посильный и не менее значимый вклад, чем другие. Со старшими детьми отлично организовывать походы, где каждый может проявить себя. Играйте с детьми в игры, которые побуждают их быть внимательными к партнеру по игре.  Хорошо, если в игре присутствуют элементы сложности и детям сообща удается преодолеть какое-либо препятствие!
  1. Для маленького демонстранта важно место для проявления творческих способностей. Театральная студия, концерты, самодеятельность!

Задача родителей – показать маленькому человеку, что самоутверждение не есть основной целью общения! Дать понять, что вы любите ребенка в независимости от его успехов или не успешности! Уделяйте детям достаточно внимания! Если ситуация несмотря на все ваши усилия не изменяется, обратитесь за помощью к психологу!