1. 1. Замечали ли вы, что болезни вашего ребенка совпадают с периодами стрессов, нагрузок, волнительных или неприятных для него событий (например, перед поездками, выступлениями, посещениями каких-то важных мероприятий, в периоды отсутствия кого-то из близких дома и проч.)?
  2. 2. Свойственно ли вашему ребенку не рассказывать о сложных переживаниях и о ситуациях, связанных с ними?
  3. 3. Бывает ли так, что находясь в безопасности, ребенок испытывает необоснованный страх или тревогу?
  4. 4. Замечали ли вы, что болезни у ребенка могут возникать как раз в те периоды, когда он хочет чего-то избежать, например, не хочет ходить в детский сад, школу и т.п.?
  5. 5. Нарушается ли в стрессовой ситуации пищевое поведение ребенка (отсутствие аппетита или, наоборот, – «заедание»)?
  6. 6. Беспокоят ли ребенка непосредственно в стрессовой ситуации или перед ней приступы тошноты или даже рвоты?
  7. 7. Бывает ли так, что на фоне эмоционального напряжения у ребенка повышается температура (при этом отсутствуют симптомы какой-либо болезни), а потом проходит так же незаметно, как и появилась?
  8. 8. Получает ли ваш ребенок во время болезни намного больше внимания и тепла, чем в периоды, когда он здоров?
  9. 9. Жалуется ли ваш ребенок на сильные головные боли в периоды длительного напряжения?
  10. 10. Считаете ли вы своего ребенка болезненным?
  11. 11. Есть ли в вашей семье кто-то из взрослых, кто сильно тревожится из-за болезней ребенка и из-за этого стремится ограждать его от трудностей?
  12. 12. Бывало ли так, что обращение к врачу по поводу заболевания ребенка приводило к неясности диагноза и заключению, что «болезни на самом деле нет»?
  13. 13. Есть ли у вашего ребенка какой-либо «любимый» (т.е. часто повторяющийся) физиологический симптом, который «включается» у него почти в каждой стрессовой ситуации (это может быть, например, появление тошноты или рвоты, повышение температуры или др.)?
  14. 14. Можно ли назвать вашего ребенка тонко чувствительным и реагирующим на мелкие нюансы ситуаций и обстоятельств?
  15. 15. Наблюдали ли вы расстройства в работе желудочно-кишечного тракта вашего ребенка в тех или иных трудных для него ситуациях?
  16. 16. Есть ли связь во времени между периодом каких-то проблем в жизни вашей семьи или жизни самого ребенка (например, началом посещения детского сада, школы, выходом мамы на работу, переездом семьи или кого-то из взрослых в другой город, дом и др.) с периодом, когда ребенок начал болеть?
  17. 17. Были ли у вашего ребенка в более раннем возрасте такие проявления, как заикание, мышечные подергивания (тик) или энурез?
  18. 18. Как вы думаете, не является ли та нагрузка, которая «ложится» на плечи Вашего ребенка (нагрузка в школе, семье, круг обязанностей), большей, чем способность его нервной системы ее выдерживать?
  19. 19. Не прослеживаете ли вы связь возрастания заболеваемости вашего ребенка с усилением его нагрузки (дома, в школе, в секции и т.д.)?
  20. 20. Свойственно ли вашему ребенку стремиться к высоким результам во всем, за что он берется, везде быть первым, лучшим?