Горячая линия 0800509001
ru
ru

Правда и ложь, или Мир без души. Блог Алены Лукьянчук, координатора психологической службы Штаба Ахметова

07.03.2015

В нашем далеком детстве была такая игра: правда или ложь. Участники угадывали правдиво или неправдиво какое-либо изречение. Сегодня мы все играем в эту игру каждый день. Включаешь телевизор - угадай, заходишь в Интернет - снова угадай.

Произошло убийство, все хотят знать правду. Смотришь социальные сети: все не спят, не едят, расследуют. И у всех свои мнения, своя правда. И поток этой правды разлит по всему Интернету. А через время оказывается, что уже никому нет дела до происходящего, все хотят «правильных» интерпретаций.

Интерпретация фактов

Пару дней назад я была на международном форуме благотворителей. Там было озвучено много хорошего и необходимого, но, как мне показалось, в ходе форума красной нитью прошла мысль, насколько волонтеры далеки от управленцев. Хотя скорее управленцы от волонтеров, так будет правильнее. Управленцы страны не хотят видеть правду, она корявая и некрасивая, сложная и плохо встраиваемая в их систему и опыт работы.

Мы часто не хотим замечать правду друг о друге.

Правда - это понятие условное, конечно. Зачастую голая правда - это факт. И не более. Все остальное - интерпретации, а они, как правило, от самого факта далеки, потому как предполагают индивидуальное объяснение с учетом установок, идей и верований самого человека, который этот факт пропускает через себя.

В детстве нас учили говорить только правду. Это, безусловно, правильно, вот только со временем наша психика во взрослом мире от правды устает и начинает от нее всячески защищаться. Потому как этой правды слишком много, а она часто бывает режущей и болезненной.

«Любимый, я правда не поправилась/постарела/подурнела?»

И что тут должен сказать среднестатистический мужчина?

«Скажите, правда доллар опустится?» - спрашивает бабушка, считая свои накопленные гривны у прилавка. Что можно ей ответить?

Правда - это голый факт. Зачастую неудобный и некрасивый.

Прожив лет этак 25 среди голых фактов, нам уже не хочется их видеть и слышать, воспринимать в таком количестве, в котором они «множатся» повсюду.

И психика начинает строить защитные «стены» вокруг своего восприятия. Так называемые психические защиты.

Говорят, Фрейд был большим поклонником военной тематики, и поэтому назвал этот процесс защитами. И никак иначе. По сути, все верно. Голые, сухие факты реальности часто агрессивны для восприятия человека, и именно поэтому мы, сами того не подозревая, строим оборону, а именно:

- рационализируем/интеллектуализируем (объясняем) происходящие вокруг события, чтобы они не были такими болезненными.

«Дети умирают, так как это жизнь, война, кризис»,

«Смерть показываем? Так люди должны знать правду...»;

- обесцениваем происходящее, убирая его значимость.

«Переселенцы все лодыри, сами виноваты»;

- отрицаем, вытесняем.

«С нами такого не произойдет, умирают только предатели…»;

- делим на черное/белое.

«Хорошие должны победить плохих, и тогда будет все хорошо».

Объяснили, исказили, забыли и пошли дальше за следующей правдой. Это ни хорошо, ни плохо, это своего рода ловушка. Потому как параллельно работает огромная машина, «создающая» правду каждую минуту.

Происходящие последний год события все дальше уводят нас от реальности. Горы идей, мыслей, домыслов, оправданий, верований, аналитического материала. Все это пытается прикрыть неприятную корявую правду.

За это время мы научились объяснять, интерпретировать, искажать, отрицать, мириться практически со всем самым ужасным, страшным, гнусным и отвратительным, что есть в этом мире. Сегодня объяснить мы можем все что угодно. А все, что не можем объяснить, выкинем, вытесним, забудем. Конечно, события меняются с такой скоростью, что порой кружится голова. Но вместо того, чтобы передохнуть, остановиться, заняться своей жизнью - почитать книгу, полить цветок, посмотреть на улицу - миллионы людей как завороженные, сидят в планшетах, телевизорах и ищут правду. А когда находят, морщатся и производят с ней все те же действия: отрицание, объяснение, обесценивание.

Обесценивание жизни

Самое страшное, на мой взгляд, в происходящем - это тотальное искажение восприятия и обесценивание человеческого в каждом из нас, обесценивание жизни как самой большой ценности, что есть у нас сегодня.

Ведь кроме жизни на этой планете нет ничего более ценного…

Я с грустью смотрю на то, с каким эмоциональным запалом сообщают нам сегодня новости о происходящем, добавляя градус обесценивания день ото дня, показывая все: вспоротые животы, умирающих людей, обстрелы, разбросанные руки, ноги… Показывать, безусловно, надо. Вопрос: как? Мы с какой-то истеричной жадностью поглощаем весь этот отвратительный коктейль, не замечая уже ничего вокруг, привыкая к адреналину, как опиумные наркоманы к дофамину (гормону радости). И затем, конечно же, наша психика пытается справиться с этим ужасом привычными механизмами, вытесняя вместе с увиденным все остальное, происходящее взаправду, обесценивая ужас вокруг. Обесценивая происходящее, мы в сухом остатке обесцениваем сами себя, свои человеческие качества, теряя при этом душу…

Люди, вне зависимости от того, плохие они или хорошие, это люди. Они кому-то близки, кем-то любимы. И они умирают. Дети голодают, и все старики сегодня, вне зависимости от убеждений, в ужасе считают свои сбережения. И это все правда. Но видеть ужас нам не хочется, мы устали, и поэтому, теряя душу, говорим: «Подумаешь, еще одна смерть…» Давайте нам следующую правду, здесь уже все ясно. И «сидим на картинке» как наркоманы, с каждым днем чувствуя все меньше и меньше. А «картинка» рада стараться. Животы еще крупнее, смерть уже он-лайн, рук еще больше…

Дышать все сложнее…

Сохранить человечность - единственно верный путь

Единственная интерпретация сегодняшних событий - это ставить себя на место увиденного, на место людей и спрашивать себя: а как бы мне было, моим близким? Сохраняя в себе человечность, можно остаться «трезвым» в мире опьяненных адреналином, и только так можно сохранить себя и свою реальность.

Единственная правда сегодня – факты. Голые, сухие, неприкрытые. Отдельные истории каждой группы людей, а еще лучше - каждого человека индивидуально.

«Девочка двух лет осталась без родителей, семья осталась без отца, кто-то купил себе новые часы, а кто-то пожертвовал последним, чтобы купить хлеб пенсионеру».

Наши сегодняшние истеричные новости - это эмоциональное насилие, заставляющее нас привыкать к этому насилию как к норме, вырабатывая невосприимчивость, и в дальнейшем уже не обращать на это внимание, объясняя: «Это жизнь…». Ведь реагировать на это нет иных сил, но и оторваться от поиска правды и получения адреналина также нет сил - зависимость.

Тем не менее, чем дальше мы от реальности, тем ближе мы к сумасшествию. Ложь и искажение - это не просто плохо, как нам говорили в детстве, это опасно. Чем выше мы «строим» стены для своего восприятия, тем сложнее затем будет выбраться наружу.

Сегодняшняя правда - это боль, смерть, слезы и необратимость, это сострадание и уважение, грусть, разочарование, ужас и страх… Правда - это наша душа, которая отзывается на происходящее похожими чувствами.

Когда–то, общаясь с пациентом, который создавал себе альтернативную реальность галлюцинациями и вытеснял нашу общую реальность отрицанием, я поняла простую истину: реальность ему долгое время не нравилась и была непереносимой, поэтому он ушел в свою. Неважно, что врачи это называют диагнозом. Для него эта реальность оказалась более переносимой и комфортной.

Уйти в альтернативную реальность можно не только одному, но и, вполне возможно, всей страной. В реальность, где нормой будет убивать, не обращая внимание ни на что. В реальность, где нормой будут эмоциональная холодность и рационализация. В реальность, где человеческая жизнь не будет ничего стоить, а поиск правды доведет нас до шоу «На войне», как когда-то мы смотрели «За стеклом», проживая чужую жизнь вместо своей. Так и сегодня мы смотрим на ужас, не замечая этого самого ужаса.

Сойти с ума очень легко, еще легче потерять свою душу...

ИСТОЧНИК