Горячая линия 0800509001
ru
ru

Жизнь на паузе, или Что такое психическая боль. БЛОГ Алены Лукъянчук, координатора психологической службы Гуманитарного штаба «Поможем»

19.10.2014

Предлагаем вашему вниманию статью, опубликованную в спецвыпуске газеты для переселенцев № 14.

Психолог, координатор психологической службы Гуманитарного штаба «Поможем», клинический психолог Алена Лукьянчук на протяжении последних пяти лет занимается частной психотерапевтической практикой в Луганске и Донецке и помогает  справиться с психологическими травмами, депрессией и другими нарушениями здоровья тем, кто в этом нуждается.

 

О  том, как болит тело, знают все. Поцарапал палец - больно, ударил ногу - синяк. Боль физическая ясна и ощутима, можно надавить на синяк, и воспаленные ткани тут же пошлют импульс в головной мозг, который через нервные окончания сделает чувствительными болевые ощущения.

Тут все ясно. Физическая боль  необходима, она оберегает нас от непродуманных травм. Если бы не она, человек постоянно травмировал бы себя, не чувствуя  последствий травмы, и в какой-то момент мог изломать себя насовсем, так и не почувствовав опасности. Анальгезия - как раз то редкое заболевание, когда человек не чувствует физической боли и вынужден постоянно следить за своим телом, чтобы не пораниться.

Физическая боль - явление привычное и необходимое.

Но есть еще один вид боли. Это когда просто больно, плохо, невыносимо, где-то на другом каком-то не телесном уровне.

«Болит душа», - говорим мы обычно в таких случаях, когда описываем не физическую, а психическую боль.

Психика - это и есть душа, так обозначили еще древние греки ( древнегреч. «психея» - душа, дыхание). Психика простыми словами - это нематериальное, некое эфемерное отображение внешней реальности во внутреннем мире человека с помощью чувств, эмоций, образов, впечатлений, ре-акций.

Каждый момент нашей жизни отображается у нас внутри: мы едим - нам нравится или не нравится вкус, мы гуляем, смотрим телевизор, влюбляемся, работаем - все это взаимодействие с внешним миром отображается у нас внутри в виде радости, смеха, воспоминаний, связанных с ситуацией, раздражением на начальника, мечтами о лете и т.д. Каждый наш вздох идет параллельно с внутренней психической деятельностью, которая отображает все происходящее на чувствительном уровне чувствами, эмоциями, ищет взаимосвязи со старым опытом и тут же, через секунду, они уже отодвигаются на второй план, поскольку появляются новые образы, и старые упаковываются в воспоминания, опыт. Такой бесконечный процесс длиною в жизнь. Сколько мы живем, столько и отображается у нас внутри все происходящее.

Когда все хорошо - мы испытываем радость, мы знаем из прошлого опыта, что любим яблоки и веселые шутки, маму и смеяться над попугаем Васей, а дождь вызывает у нас грусть и ностальгию по важным людям из прошлого. Хорошая книга успокаивает тревогу, погружая в фантазии и размышления, что мы подвержены стыду и сомневаемся в собственных профессиональных качествах при разговоре с начальником по четвергам.

Все эти события могут повторяться с разной тональностью и вызывать разные чувства, но опираясь на прошлый опыт мы почти всегда можем их как-то почувствовать, выразить, объяснить, упаковать в образы.

Расставание с близким человеком вызывает боль потери того, чего уже не будет вместе с ним.

Грустить, печалиться, болеть - это такие же нормальные реакции психики, как и радость, любовь, восторг.

Но есть иная психическая боль, другой интенсивности. Ставящая нас в тупик. Она, как правило, вызванная какой-либо травмирующей ситуацией. Это всегда то, чего раньше не было в опыте и то, что невозможно до конца прочувствовать. Потому как это - всегда что-то связанное с огромным количеством интенсивных и тяжелых (токсичных чувств), рождаемых во внутреннем мире как ответ на внешние агрессивные события.

Собственное бессилие, злость, стыд, вина, ярость, физическая боль, унижение, разочарование, отвержение, потеря ценности. По отдельности эти чувства сложно, но можно пережить, а в большой концентрации и сразу - эти чувства невыносимо болезненны, раздирающие внутренний мир на части.

Физическое насилие, военные действия, гибель близкого, потеря дома, угроза жизни - это все во внутреннем мире связанно с очень сильными переживаниями, которые катят, как цунами - сразу и много.

Не имея возможность все это пережить одновременно, психика включает защитный механизм - шоковое
обезболивающее в виде уменьшения или полной потери чувствительности.

Не чувствую - значит не болит.

Алекситимия - потеря эмоциональной чувствительности. Способности души отображать…

С одной стороны, не чувствуя, человек застрахован от ярости и боли при потере дома, близкого человека, теряя собственную ценность при физической травме.

Проходит время, приходит какое-то осознание произошедшего, возможно, смирение, травмирующая ситуация уже как-то криво упакована и
отодвинута в опыт с пометкой «ужас»  или «больше никогда».  Но! Потеря чувствительности всегда тотальна. Организм с отключенными нервными окончаниями не чувствует ничего.

Не чувствую злости, значит - не чувствую радости, не чувствую боли, значит - не чувствую любви. Просто не чувствую. Жизнь есть, а меня в ней почти нет, я не чувствую ее вкуса, ее ощущений, психика замерла, мир внутри остановился. Травма разбивает жизнь на две части:  все, что было «до» и все, что «после».

Человек живет какими-то механическими действиями,  а его внутренний мир стоит на паузе…

Как-то ко мне на консультацию пришел юноша, по паспорту ему было чуть больше 20 лет, а по ощущениям передо мной сидел маленький мальчик.

Когда  ему было около 9 лет, его сбила машина, оставив его тело изувеченным швами, металлическими конструкциями, помогающими держаться костям, и совершенно истерзанную душу. Физическая реабилитация закончилась через год. Кости срослись, тело покрылось шрамами. Он смог заново ходить, чуть замедленно говорить. Он вернулся в свою школу, но в новый класс, на год позже. Дети по незнанию дразнили его за неуклюжую походку и смеялись над его манерой растягивать слова.

Авария вызвала много ужаса, страха, ярости, что он останется инвалидом, но быть инвалидом не так страшно, когда есть хоть какая-то поддержка рядом.  Но ко всему этому примешались ежедневные унижения, стыд, бессилие что-либо изменить, отвержение, немая ярость на обидчиков, ужас, что так будет всегда. Эта травма, в отличие от физических, так и не стала шрамом, она стала кровоточащей раной, которая сочилась много лет подряд…

Маленький мальчик, промучившись год, отказался ходить в школу, он остался учиться дома. Сгорая от стыда, он ничего не объяснял близким. Он просто молчал. Они все равно не понимали. Для них он выжил, это уже счастье. Поэтому он молчал.

Потом был техникум, который он также закончил дистанционно, потом было 10 лет ежедневного «ничего не чувствую, ничего не происходит». Ощущение стыда, страха и нежелания соприкасаться с людьми осталось, оно на все 10 лет было выбито красными буквами в его внутреннем мире и во всех воспоминаниях. Он закрылся дома, спрятался от всех издевательств, немого бессилия, стыда и отвержения. Внешне он был обычным парнем, только глаза оставались по-прежнему детскими и всегда печальными. Внут-ри он был испуганным ребенком, который  спрятался от мира и не прошел через обычные этапы жизни. Он не нюхал цветы, не влюблялся, не разочаровывался, не бегал с другом на перерывах за пивом под ворчания преподавателей, не смотрел закаты, не отстаивал себя на первой работе, не... Много чего не…

Его жизнь стала на паузу….

Все сегодняшние события, происходящие в нашей стране, в наших домах или домах наших близких -  страшные, травмирующие людей, судьбы. Это
все связанно с ужасом, потерями, бессилием, подогрето агрессией и ненавистью.

Это те события, что парализуют психику, делая ее неспособной переживать. В эти дни очень важно быть рядом с близкими, говорить, что происходит, плакать от собственного бессилия, злиться, говорить и снова плакать, но ни в коем случае не замолкать. Одиночество и молчание - это
та самая пауза… Она разобьет нашу жизнь навсегда…