Горячая линия 0800509001
ru
ru

Корпоративное наставничество – шаг в будущее. БЛОГ Надежды Кондратюк, эксперта Фонда Рината Ахметова по проекту «Наставничество»

23.03.2018

Откуда берется желание овладеть той или иной профессией, приобрести те или иные знания? Стать врачом, открыть собственный бизнес по пошиву обуви, сделать карьеру в СМИ или быть успешным владельцем СТО? Это из возможностей и перспектив, окружающих нас. Пример различных профессий и идей зарабатывать деньги подают своим детям родители, когда берут их с собой на работу, посещают образовательные мероприятия, знакомят со своими друзьями. И это всё происходит в доступной для ребенка атмосфере и временном отрезке. На понятном языке и различными способами: через разговор и непосредственное участие, и когда сидишь в кресле парикмахера, и на экскурсии, и через первый опыт работы, и в магазине…

На одном из тренингов, во время первого часа, когда все знакомились между собой, на мой вопрос – чем заниматься – слышала интересный ответ, повторившийся несколько раз. Должна только уточнить, что группа состояла из молодежи в возрасте от 19 до 23 лет. Так вот, услышав раз пять от присутствующих «учусь в КРЗ», я спросила: что это за вуз? Дело было во Львове, я сама львовянка и достаточно хорошо знаю львовские вузы, но с такой аббревиатурой ни один из них у меня не ассоциировался. Молодежь искренне рассмеялась, и мне объяснили, что КРЗ – это «куда родители запихнули» (прошу прощения за не слишком литературное выражение, но это на языке оригинала).

Родители пытаются дать детям все самое лучшее, мотивировать поступить именно в тот вуз и учиться той профессии, которую считают наиболее перспективной. Здесь у меня сомнений нет. Мы стараемся показать нашим детям перспективы их профессионального будущего. Так, некоторые больше учитывают таланты и пожелания ребенка, а некоторые реализуют в детской жизни свои несбывшиеся желания, но это о другом. Как бы там ни было, до 17–18 лет, когда ребенок оканчивает школу и выбирает свой путь, у него есть достаточно широкое понимание профессий и занятий, которые станут доступны ему после специального обучения в университете или другом учебном заведении.

У детей, которые покидают стены интернатной системы воспитания, часто есть лишь два пути для продолжения обучения: швея-мотористка и слесарь-сантехник. Хотя в наше время добавилась еще профессия бариста. Это потому, что за долгие годы сложилась одна дорога – дети из этого заведения наполняют вон то другое. А еще невероятно слабая информированность и доступность к познанию других профессий, занятий, возможностей работы, на которую можно устроиться, даже не имея специального образования. Есть много вариантов, доступных для большинства, когда на работу берут без всякого опыта. Где учат необходимому именно на рабочем месте во время стажировки. Дети из интернатной системы мало что знают, и это не их вина. Потому что воспитывать младших и предоставлять им возможности для развития – ответственность взрослых.

В 2008 году за пределами Украины родилась программа «Корпоративное Наставничество». Это о социальной ответственности бизнеса в сфере защиты прав детей, и в первую очередь тех, кто не по своей воле воспитывается в интернатных заведениях. Корпоративное наставничество – это не про спонсоров или шефов, не про ремонт интерната, рождественские подарки от Николая и волонтерские представления на другие праздники.

Корпоративное наставничество – это когда социально ответственный бизнес готов к позитивному участию в жизни и будущем детей, нуждающихся в особой поддержке и помощи, в сотрудничестве с некоммерческими организациями или развитии собственной программы. Чтобы дать детям понимание их талантов, способностей, желаний и умений, расширить круг профессиональных возможностей через наставнические отношения, мастер-классы, стажировки и др. Чтобы привнести реальные изменения в статистические данные. А статистика свидетельствует, что 90% выпускников интернатов не готовы к самостоятельной жизни, 50% – склонны к правонарушениям, 20% – становятся бездомными, 14% – склонны к самоубийству, лишь 1% поступает в высшие учебные заведения, и только 10% полностью интегрируются в общество.

Недавно завершился первый курс обучения по программе «Корпоративное Наставничество» во Львове и Киеве. Собственно, это методика формирования партнерства НПО и бизнеса в интересах детей для решения социальных задач общества.

Кстати, в Киеве тренинг проходил в помещении ГП «НЭК «Укрэнерго». Считаю, это хороший старт для программы. Международным экспертом и основным спикером была Татьяна Стафорт, вице-президент и директор Кидсейв в Восточной Европе и странах СНГ. А чтобы рассказать именно об украинском успешном опыте, были приглашены Наталья Барышпольская, руководитель программы «Сиротству – нет!» Фонда Рината Ахметова и НатальяТаленкова, руководитель комитета по вопросам корпоративной ответственности компании EY в Украине.

В нашей стране социальная ответственность бизнеса находится на стадии становления, и примером в этой сфере являются, прежде всего, представительства иностранных компаний, которые имеют многолетний опыт и переносят на украинскую почву современные мировые практики. Именно такой практикой поделилась Наталья Таленкова. В течение пяти лет компания Ernst & Young успешно проводит летние стажировки для детей, в прошлом выпускников интернатов, а сегодня студентов разных вузов.

Пример пилотного проекта наставничества, осуществляемого Фондом Рината Ахметова, еще важнее. Благодаря сочетанию заинтересованности и участия топ-менеджеров, личного наставничества сотрудников, корпоративной ответственности, ресурса активов компаний группы СКМ и опытной команды специалистов проекта получен значительный результат. Более 5000 взрослых были ознакомлены с информацией о наставничестве, лишь больше 100 из них прошли отбор и тренинг, 77 детей в проекте и 43 пары за один год – это достойный пример для подражания. Наталья Барышпольская рассказала, что хоть «пилот» закончился еще летом 2017 года, наставники до сегодняшнего дня продолжают посещать детей. Это особенно впечатляет.

Понимание того, что есть множество профессий, возможность стажировок и трудоустройства, чувство, что ты нужен и что есть те, кому ты небезразличен, что в жизни можно получить профессию и расти карьерно, согласно своим предпочтениям и возможностям, несмотря на условия, в которых ты воспитывался… Даже не знаю, что из этого самое важное для ребенка-сироты. Все это и является составляющими программы «Корпоративное Наставничество».

Наставничество – это перспектива и возможности роста для многих детей и тинейджеров, находящихся в различных жизненных ситуациях, из разных уголков Украины. Наставничество – это неравнодушие нас, взрослых (каким бы у ни был наш социальный статус, профессия, доходы, возможности) к будущему детей. Ведь чужих детей не бывает, правда?