Горячая линия 0800509001
ru
ru

Александр Вишняков: «Работа Гуманитарного штаба не прекращается ни на секунду»

10.08.2017

Руководитель Гуманитарного штаба Рината Ахметова Александр Вишняков рассказал Сегодня.ua о том, как, несмотря на препятствия и опасности – досмотры, бездорожье, обстрелы, волонтеры Гумштаба спасали и продолжают спасать самых незащищенных жителей востока Украины.

– Каким образом возникла идея создать Гуманитарный штаб? Был ли телефонный звонок от Рината Леонидовича с инициативой помочь или это была идея команды?

– В 2014 году, как только стало ясно, что самая настоящая война пришла в наш дом, Ринат Ахметов принял решение, объединив усилия Фонда Развитие Украины, ФК "Шахтер" и бизнес-активов группы СКМ, создать Гуманитарный штаб для спасения мирных людей. Мы видели, что за этим решением стояло сострадание Рината Леонидовича, его огромное стремление помочь землякам, пострадавшим от войны. Когда мы видели, как он сам вовлечен в работу, находясь ежедневно, даже ежечасно, на связи со Штабом, помогая решать, казалось бы, неразрешимые проблемы, нам тоже хотелось совершать невозможное!

На нашу горячую линию тогда поступало множество звонков от жителей Донбасса – они плакали, просили помощи, потому что в их населенных пунктах стреляли, не работали магазины, не было воды. Люди просили привезти продукты, даже из тех районов, где не производились обстрелы. Эти звонки подтверждали, что ситуация сложилась критическая. Было лето. Многие надеялись на то, что война – явление временное, и выехали с семьями в отпуск. В августе 2014 года Донецк напоминал раннее утро воскресенья. Людей практически не было, жизнь на Киевском проспекте  как будто остановилась. Не было ни собак, ни котов. Мы приезжали в Киевский и Куйбышевский районы, в районы шахты "Октябрьский рудник" и аэропорта, где в основном живут в частном секторе, и видели, что люди самоорганизовываются в группы, пытаясь выжить. Если кто-то мог что-то привезти – он привозил на всех. Помню нашу первую встречу с жителями улицы Взлетной. Под звуки выстрелов мы договаривались о том, что завтра привезем помощь, и просили узнать, сколько людей проживает в домах, чтобы загрузить наши автомобили продуктами так, чтобы хватило всем.

– Что стало объединяющим фактором для команды, которая стояла у истоков Гуманитарного штаба?

– Чужая боль! Как не бывает чужих детей, так и для тех людей, которые присоединились к команде, не было чужой боли. Объединял нас еще и родной край. Наш дом, в котором мы росли и в котором, к слову, выросло сильное духом поколение.

– Как менялись приоритеты в течение трех лет, на чем был сделан основной акцент в работе?

– С первых дней работы особое внимание мы уделяли качеству выдаваемой помощи, соблюдению условий поставок, хранения, доставки, соблюдения температурных режимов. Помощь не может быть некачественной – это первое правило. Далее мы следили за тем, чтобы помощи было достаточно для всех, кто в ней нуждается. Третье правило работы: мы не просто выдавали продуктовые наборы в "одно окно", а понимали, что происходит в том или ином районе, какие потребности есть у людей, что нужно для того, чтобы набор был сбалансирован с точки зрения энергетической ценности, жиров, белков и углеводов. За ориентир мы брали стандарты международной гуманитарной миссии. Мы не могли допустить сбоев ни на одном этапе, постоянно анализировали и прогнозировали ситуацию. Все это называется "системный подход". На второй год работы нам было важно успевать за изменяющимся ландшафтом событий. Когда менялась линия огня, когда появлялась новая "серая зона" – мы оперативно принимали решение об изменении формата и объемов оказания помощи. Но всегда нашим ориентиром  были люди, которые нуждаются в помощи.

– Какими были принципы работы в направлении "Адресная помощь"?

– С первых дней "Адресная помощь" работала на оказание помощи раненым людям, раненым детям. Работали, и сейчас продолжают работать, программы оказания медикаментозной помощи, протезирования и реабилитации. С начала вооруженного конфликта не на всей территории работали государственные программы поддержки, поэтому появился проект Гумштаба "Лекарства детям". По нему родители детей до 18 лет получали и получают пакет препаратов, позволяющих детям, больным астмой, эпилепсией, диабетом, избежать инвалидности  и, как минимум, поддерживать свою социальную дееспособность. Была еще одна серьезная проблема – в зоне конфликта дети не могли отдохнуть и оздоровиться летом. Ответом на эту проблему стал старт в 2015 году проекта "Мирное лето – детям Донбасса", который мы и сейчас продолжаем реализовывать. Дети имеют возможность выехать из зоны боевых действий, отдохнуть в лагере, пообщаться со сверстниками.

– С какими препятствиями приходилось сталкиваться Гумштабу? Как преодолевалось недоверие и страх людей, получавших помощь?

– Препятствий было много на разных уровнях нашей работы. А страх людей проходил в тот момент, когда они получали продуктовый пакет и понимали, что от них ничего не требовалось взамен. Наоборот, просили взять и обещали привезти еще. У нас был такой подход: выдать продуктовый пакет в руки и дать талон на повторное получение. Талон играл очень важную роль! Люди понимали, что у них есть чем накормить семью сейчас, и они знали, что им привезут еще, они будут обеспечены продуктами. Со временем стало понятно, что конфликт затягивается. Но даже с введением пропускного режима работа Гумштаба не прекращалась ни на секунду. Когда все грузы, которые перемещались через линию соприкосновения, в обязательном порядке должны были получить статус гуманитарной помощи, мы первыми прошли все этапы рассмотрения и утверждения документов. Если у международных гуманитарных организаций были дипломатические и международные мандаты, то мы были исключением. Гуманитарный штаб Рината Ахметова – это единственная гуманитарная миссия в Украине, которая появилась внутри страны. Мы проходили все согласования, получали признание и необходимые документы. Помню, на один грузовой автомобиль Гумштаба требовалось оформить около 25–30 видов документов! А количество фур в колонне доходило до 50–70... Нас часто останавливали на разных этапах работы, досматривали на складах в Днепре и на линии соприкосновения. Мы проходили все контроли на пунктах пропуска, у нас были все разрешения фискальных служб и других ведомств.

– Какие у Гуманитарного штаба Рината Ахметова планы на будущее?

– Мы продолжаем работать в "серой зоне", доставлять гуманитарную помощь социально незащищенным категориям граждан. На сегодняшний день покрытие помощью Гумштаба составляет более 90% населенных пунктов по всей линии огня. Есть города и села, где нет дорог: они не делались и до войны, и уж тем более во время войны. Но отсутствие дорог для нас не препятствие. Мы все так же соблюдаем как правила личной безопасности для волонтеров, так и правила безопасности для грузов. Продолжаем документально выдерживать все нормы оказания гуманитарной помощи. Основной фокус оказания адресной помощи сейчас – это дети, и вряд ли в ближайшее время этот фокус поменяется. К большому сожалению, наша база раненых детей растет. Ранения – это не ангина: можно восстановить руку, можно протезировать часть тела, но это не всегда восстанавливает функцию органа. Чтобы ребенок был дееспособным или социально активным, ему необходим курс реабилитации. Кому-то достаточно одного-двух курсов, а для некоторых и трех-четырех недостаточно. Понимаем, что потребность в этом будет всегда. Пример этому – проект "Здоровое сердце". Был реализован уникальный подход к лечению детских кардиопатологий. Детям были сделаны полостные операции и установлены окклюдеры эндоваскулярным способом, с минимальными потерями для здоровья ребенка.

Вообще, мы всегда стараемся видеть реальные потребности людей, для этого у нас есть горячая линия, работают другие каналы, по которым мы постоянно поддерживаем связь с теми, кто нуждается в нашей помощи. Мы понимаем, что такая коммуникация – важнейшая составляющая большой, системной работы оказания помощи людям, в рамках которой за три года работы Штаба  удалось спасти более миллиона человеческих жизней.

ИСТОЧНИК