Горячая линия:
0800 509 001

Пресс-центр

Новости

Почему школа раннего развития не помогает ребенку? БЛОГ Марины Сорокиной, координатора Психологической службы Гуманитарного штаба Рината Ахметова

19.05.2017

Фото с сайта pixabay.com

Последнее время достаточно много споров ведется вокруг школ раннего развития ребенка. Сегодня предлагаю поговорить о том, из какой точки и при каких условиях  идет гармоничное развитие ребенка, как сделать так, чтобы у ребенка была сформирована познавательная активность, интерес к окружающему миру и желание узнавать что-то новое, ведь именно эти факторы являются решающими в процессе обучения.

Психологи проводили эксперимент.  Маму с малышом-дошколенком приглашали в кабинет, который был полон различных развивающих игр, игрушек, различных непонятных предметов.  Затем экспериментатор оставлял маму с малышом наедине, уходя, предлагал им «чувствовать себя, как дома» и «рассмотреть все, что есть в кабинете». Кабинет был оснащен специальным зеркалом, которое было прозрачным с противоположной стороны и экспериментаторы могли наблюдать за мамами и их детьми.  В ходе эксперимента выяснили, что основных типов поведения было четыре:

  1. Мама строго говорила ребенку, чтобы тот ничего не трогал. Если ребенок совершал попытку взять заинтересовавшую его вещь, мама грозно прикрикивала. Мама и малыш сидели и без движения ждали возвращения экспериментатора.
  2. Мама занимала себя каким либо занятием: читала книгу либо журнал, который достала из сумки. На ребенка при этом она совершенно не обращала внимания. Через некоторое время, немного освоившись, малыш начинал брать и рассматривать заинтересовавшие его предметы.
  3. Мама говорила ребенку: «Посмотри сколько здесь интересных игр», начинала показывать и рассказывать ребенку, как в эти игры играть.
  4. Мама, с увлечением брала и рассматривала предметы, которые находились в комнате, пытаясь понять, что для чего и как с этим можно играть, при этом о ребенке «забывала». Малыш, в свою очередь, тоже брал различные игры, с любопытством  разглядывая их.

Через некоторое время психолог возвращался в комнату и проводил специальные тесты, определяющие уровень познавательной активности  малыша.

По результатам тестирования, самые высокие показатели были у детей из четвертой группы. Спокойная, увлеченная процессом исследования, мама находится рядом; малыш, включая режим подражания и находясь в спокойной обстановке, полностью погружается в процесс познания.

Следующими по показателям, шли дети из второй группы. Почему?  Мамы, обеспечивали своим спокойным присутствием безопасность малыша, в такой ситуации познавательный интерес ребенка был достаточно велик.

Дети из первой и третьей группы, по результат тестирования, шли с большим отрывом от участников  второй и четвертой. Это дети, которыми руководят и которым слишком много запрещают.

Канадский психолог, доктор наук Гордон Ньюфленд,  писал о том, что развитие ребенка происходит из точки покоя.  

Желание учиться, познавать окружающий мир, заложено в ребенке природой.  Что может замедлять или нарушать этот процесс:

  • Процесс может вызывать затруднения или приостанавливаться, если ребенок находится в небезопасной, пугающей среде. Скажем, если родители сами напуганы и дезориентированы. Так случилось со многими семьями переселенцев и людей, проживающих в зоне проведения ато.  Важнейшей опорой в жизни ребенка является семья и, если родители находятся в сложном психологическом состоянии, ребенок испытывает тревогу и страх. В сложившейся ситуации лучшее, что могу делать родители – это позаботится о себе и своем состоянии. Если будет необходимо, то обратиться за профессиональной помощью.
  • В семье неблагоприятная обстановка. Родители часто скандалят друг с другом либо бесконечно одергивают или ругают малыша. Употребляют алкоголь или наркотики.
  • К ребенку предъявляют завышенные требования, часто не соответствующие возрасту. Малыш боится осуждения, отвержения со стороны родителей.
  • Если ребенок долго находится в состоянии стресса, либо испытывает дистресс.

Подводя итоги: если ребенок растет и воспитывается в спокойной среде –  чувствует себя в безопасности в семье и окружающий мир воспринимает, как принимающий и безопасный. Его родители сами люди увлекающиеся и интересующиеся.  Родители не запрещают многое и постоянно не руководят ребенком. Ребенка любят, а дома царит теплая, принимающая атмосфера. Познавательная активность, любознательность  и интерес к окружающему миру у ребенка будет высок.  Если ребенок чувствует себя одиноким, ему страшно, а дома очень напряженная атмосфера, то ни одна самая лучшая школа раннего развития не поможет ребенку гармонично развиваться.



Поделиться новостью:
Статистика на 17.08.2017
Гуманитарный штаб работает
1107 дней 7 ч 53 мин. 51 сек.
выдано
11 836 631
продуктовых наборов
из них
10 972 114
взрослых наборов и
864 517
наборов для детей
от 0 до 35 месяцев
Последние новости
Читать все новости
Видео
Фото
КОНТАКТЫ
0800 509 001