Горячая линия 0800509001
ru
ru

Пенсия переселенцам: особенности обслуживания в «Ощадбанке»

26.07.2016

Как сообщалось ранее, с 1 июля 2016 года выплата пенсий, назначенных переселенцам, осуществляется через счета и сеть «Ощадбанка».

Волонтеры Донбасс СОС сообщают о результатах встречи представителей общественности с руководителями «Ощадбанка», которая состоялась 12 июля 2016 года в офисе представителя Уполномоченного ВРУ по правам человека.

Общая информация:

Порядок эмиссии платежной карточки, которая одновременно является пенсионным удостоверением, утвержден Постановлением Правления Пенсионного Фонда Украины «О реализации постановления Кабинета Министров Украины от 14 марта 2016 года № 167 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» от 08.04.2016 № 7-1. В частности, вышеупомянутое постановление содержит

  1. образец бланка электронного пенсионного удостоверения;
  2. техническое описание электронного пенсионного удостоверения;
  3. описание информации, хранящейся в электронном пенсионном удостоверении в электронном виде;
  4. функции работы с картой;
  5. образец заявления на изготовление электронного пенсионного удостоверения.

Изготовление электронных пенсионных удостоверений осуществляется на основании заявления, поданного в территориальный орган Пенсионного фонда Украины (образец заявления содержится в Приложении № 3 к Порядку эмиссии платежных карточек), информации, полученной в электронном виде в соответствии с пунктом 9 указанного Порядка, и следующих сведений:

  1. регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика или серии и номера паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте);
  2. фамилии, имени и отчества;
  3. даты рождения;
  4. пола;
  5. номера лицевого счета;
  6. вида пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет;
  7. в случае назначения пенсии по инвалидности – группы, причины инвалидности (с указанием в соответствующих случаях нозологических форм заболеваний).

Необходимо также будет подать две фотографии размером 3х2,5 см. При этом размер овала лица на фотографии должен занимать не менее 70-80 % от фото.

Субъекты информационного обмена, которые осуществляют учет изготовления электронных пенсионных удостоверений:

Пенсионный фонд Украины – осуществляет прием заявлений, документов для персонализации, участвует на всех стадиях эмиссии электронных пенсионных удостоверений;

Ощадбанк – проводит открытие счетов, доставку персонализированных электронных пенсионных удостоверений в отделение банка, их хранение, выдачу, уничтожение, активацию;

Персонализатор электронных пенсионных удостоверений (юридическое лицо, избранное банком по результатам конкурсных торгов, с которым в установленном порядке заключен договор о персонализации электронного пенсионного удостоверения) – осуществляет персонализацию электронных пенсионных удостоверений, передачу банка персонализированных электронных пенсионных удостоверений для дальнейшей отправки в соответствующие отделения, формирования и активации усиленных сертификатов электронных ключей.

Передача информации, необходимой для изготовления электронного пенсионного удостоверения субъектам информационного обмена (банка или Персонализаторов), осуществляется через портал Пенсионного фонда Украины после подключения банка и Персонализаторов электронных пенсионных удостоверений (далее – внешние пользователи прикладных сервисов) к информационным сервисам на нем.

Электронное пенсионное удостоверение изготавливается на имя лица, которому назначена пенсия. В случае если пенсия назначена несовершеннолетнему или недееспособному лицу или лицу, гражданская дееспособность которого ограничена, в электронном пенсионном удостоверении (в позиции «Вид пенсии») указываются фамилия, имя и отчество отца (матери) или опекуна или попечителя.

Сведения о виде пенсии, группе, причине инвалидности и сроке, на который установлена инвалидность (в том числе, с указанием в соответствующих случаях нозологических форм заболеваний), указываются в электронном пенсионном удостоверении с учетом требований Порядка учета, хранения, оформления и выдачи пенсионных удостоверений в Пенсионном фонде Украины и его органах, утвержденного Постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 25 марта 2004 года № 4-1.

В случае продления срока назначения пенсии, установления инвалидности или продления ее на новый срок осуществляется эмиссия нового электронного пенсионного удостоверения (ЭПУ).

Электронное пенсионное удостоверение выдается пенсионеру лично в указанном им в заявлении отделении банка, а в случае, если пенсионером является несовершеннолетнее или недееспособное лицо или лицо, гражданская дееспособность которого ограничена, – родителям, опекуну, попечителю (законному представителю) при предъявлении документов, позволяющих банку идентифицировать получателя пенсий и его законного представителя или опекуна, попечителя, а также документов, подтверждающих их статус (соответствующее удостоверение, свидетельство о рождении, решение суда и т. д.), и дополнительно, в случае, если получатель пенсии и его законный представитель или опекун, являются резидентами, – документов, выданных соответствующими контролирующими органами, удостоверяющих их регистрацию в Государственном реестре физических лиц – плательщиков налогов.

Ощадбанк обязан не позднее, чем 1 августа 2016 года, начать по обращению клиентов за свой счет изготовление и обмен существующих платежных карточек на платежные карты, которые одновременно являются пенсионным удостоверением, с указанием графической и электронной информации о владельце и его электронной цифровой подписи. Обмен уже имеющихся у пенсионеров карт Ощадбанка, срок действия которых не истек, на электронное пенсионное удостоверение будет осуществляться как при окончании срока действия существующей карточки, так и в любое время в течение срока действия такой карточки. При этом такой обмен также будет осуществляться исключительно по обращению пенсионеров.

При обращении получателя пенсий в отделение банка банк обеспечивает его идентификацию, заключает с ним соответствующий договор на открытие и обслуживание текущего счета (при необходимости), открывает текущий счет и активирует банковское платежное приложение на электронном пенсионном удостоверении (путем введения ПИН-кода) и вводит ПИН-код к электронной цифровой подписи. Вместе с электронным пенсионным удостоверением выдается инструкция о его использовании.

Типовой договор на открытие и обслуживание текущего счета также содержит положения об открытии кредитной линии. В случае нежелания пенсионера открывать кредитную линию, в этой графе стоит отметить «0 грн. 00 коп.».

Если при первом изготовлении или перевыпуске карты, которая одновременно является пенсионным удостоверением, Ощадбанк обязан сделать это за свой счет, то в случае потери ЭПУ, изготовление дубликатов таких карточек будет осуществляться за счет лица, которое будет обращаться за таким изготовлением.

Срок действия карточек, которые одновременно являются пенсионным удостоверением, устанавливается до трех лет при условии прохождения физической идентификации клиента в учреждениях «Ощадбанка».

Что понимается под физической идентификацией: пенсионер должен лично посетить отделение Ощадбанка с паспортом, справкой внутренне перемещенного лица и карточкой, которая одновременно является пенсионным удостоверением. В отделении необходимо будет, с использованием карты и терминала, ввести персональный идентификационный номер (ПИН-код) – набор цифр или букв и цифр, известный только пользователю электронного платежного средства и необходимый для его идентификации и аутентификации при осуществлении операций с использованием электронного платежного средства).

Такая идентификация будет осуществляться первые 2 раза каждые шесть месяцев, в дальнейшем – каждые 12 месяцев. После окончания срока действия карты она перевыпускается за счет «Ощадбанка».

В случае если прохождения очередной физической идентификации получателя пенсии не произошло, банк блокирует электронное пенсионное удостоверение до ее проведения, останавливает расходные операции по текущему счету до момента обращения клиента и уведомляет Министерство финансов Украины и Пенсионный фонд Украины.

Эмиссия электронных пенсионных удостоверений осуществляется на базе международных платежных систем и/или внутригосударственной национальной платежной системы. Электронное пенсионное удостоверение используется как платежная карточка до истечения срока ее действия, в том числе в случае истечения срока назначения пенсии.

Нужно будет менять ЭПУ при изменении административно-территориальной единицы места жительства: Нет. Поскольку электронное пенсионное удостоверение выдается пенсионеру лично в указанном им в заявлении отделении банка – то и менять его при смене места жительства не нужно.

О возможности использования услуг Web-банкинга: на сегодня использование такой услуги по электронному пенсионному удостоверению не предусмотрена.

По маломобильным лицам и лицам, имеющих физические недостатки, которые делают невозможным личное обращение в отделения Ощадбанка для получения карточки или прохождения процедуры физической идентификации: на сегодняшний день предусмотрено исключительно личное обращение лица в отделение Ощадбанка. В случаях установления над лицом опеки, такое обращение может осуществить опекун, определенный в решении суда. Обращение по доверенности на сегодняшний день не предусмотрено. Однако «Ощадбанк» обратилось в Национальный банк Украины с соответствующим запросом, относительно возможности использования процедуры «выездного обслуживания». Представители «Ощадбанка» заверили, что в случае положительного ответа, будет разработан соответствующий порядок, и такая услуга будет предоставляться клиентам.

О возможности расчета карточкой с помощью платежных терминалов других банков: никаких ограничений не установлено.

По снятию наличных с банкоматов других банков: на данный момент банковские карточки, выдаваемые переселенцам, обслуживаются по тарифному пакету «Восточный» (с 20.07 название тарифа «Единая страна» – те же условия, просто другое название). Согласно этому Тарифному пакету, снятие денег возможно только с банкоматов «Ощадбанк».

О возможности получения пенсий посредством отделений государственного предприятия почтовой связи «Укрпочта»: выплата (продолжение выплаты) пенсий, назначенных внутренне перемещенным лицам, осуществляемая через счета и сеть «Ощадбанк». Также такие выплаты могут осуществляться по желанию лица с доставкой на дом, с компенсацией расходов за предоставление таких услуг. При этом, как заверили нас представители «Ощадбанка», клиент банка не должен платить никаких денег за доставку денежных средств представителями почты. Компенсация расходов по доставке осуществляется за счет средств Пенсионного фонда Украины, предусмотренных трехсторонним договором, заключенным между «Ощадбанк», «Укрпочтой» и Пенсионным фондом Украины.

Также представители «Ощадбанка» отметили следующее:

  1. планируется открытие дополнительных отделений в Луганской и Донецкой областях (в помещениях учреждений почтовой связи и территориальных управлений пенсионного фонда) после согласования соответствующего вопроса с Национальным банком Украины;
  2. уже созданы мобильные отделения «Ощадбанка» в Донецкой и Луганской области для тех населенных пунктов, где они отсутствуют (по одному в каждой области).

По вопросам обслуживания клиентов в учреждениях «Ощадбанка», а также в случае возникновения каких-либо вопросов, замечаний, жалоб или предложений, Вы можете обратиться в контакт-центр «Ощадбанка»: 0800 210 800 (бесплатно со стационарных и мобильных телефонов по территории Украины).

Также можете отправить жалобу или предложение с помощью средств электронной почтовой связи на e-mail: [email protected]. В теме письма указывайте «Обслуживание внутренне перемещенных лиц».

 

ИСТОЧНИК